Легенды и мифы
Кипарис
С кипарисом связано несколько разных легенд, в которых наши предки объясняли появление этого прекрасного дерева. Крымская легенда
рассказывает о том, что в него превратилась девушка, отчаявшаяся
дождаться своего возлюбленного из дальнего плавания. Каждый день она
стояла на скале, часами смотрела в морскую даль, а потом проросла в
землю корнями, да так и осталась на утёсе красивым неизвестным ранее
деревом, которое и послужило родоначальником таврических кипарисов.
А вот вторая, не менее красивая и поучительная легенда:
На морском побережье в четырнадцати верстах от Алушты жил рыбак с женой.
Это были честные, трудолюбивые и очень добрые люди, готовые приютить
путников, поделиться последним куском с бедными. Что и говорить,
окрестные жители глубоко уважали рыбака и его жену. Добрая слава шла о
них в Крыму. А рядом с доброй шла слава худая - о детях этих честных
людей, о трех дочерях родных.
Старшую дочь звали Тополиной. На вид она была безобразной, маленького
роста, неуклюжая. А по характеру - злая-презлая. Чтобы досадить соседям,
она подслушивала чужие тайны, а потом разглашала их по всему побережью.
День и ночь проклинала своих родителей за своё уродство, за крошечный
рост. Вторая дочь, Граната, помешалась на розовом цвете. Она упрекала
отца и мать за то, что не красавица и что у неё не розовые щечки. Вот
если бы она была как роза, все прохожие останавливались бы и смотрели на
неё с восхищением. Младшая, Кипариса, была красива и обладала весёлым
нравом. Но под влиянием старших сестер тоже насмехалась над отцом и
матерью. Мол, родили её на свет божий не днём, а ночью, оттого она такая
резвая и смешливая.
Тяжело было родителям слышать упреки детей своих. Но что поделаешь?
Любовь родительская слепа и беспомощна. Старики молча сносили проделки
дочерей, терпели от них насмешки. И, чтобы избежать неприятностей, часто
уходили в горы. Там они жили по нескольку дней.
Однажды, когда они были дома, в хижину ворвались все три дочери.
Разозлённые каким-то уличным происшествием, они набросились на отца и
мать и начали их избивать.
- О небо, - взмолились родители. - Есть ли силы, которые смогли бы защитить нас от наших детей!
Не успели они произнести эти слова, как раздался голос:
- Тополина! Ты клянешь своих родителей за то, что карлица. Так стань же
высочайшим деревом, которое всегда будет без цветов и плодов. Ни одна
птица, кроме ворона, не будет вить на тебе гнезда...
- Граната! Твое желание тоже сбудется. Ты станешь деревом с розовыми
цветами, и все будут останавливаться и восхищаться ими. Но никто не
наклонится, чтобы понюхать эти красивые цветы, потому что они не будут
иметь запаха. Плоды твои, ярко-красные в середине, не насытят никого и
не утолят ничьей жажды, потому что они не будут созревать...
- Кипариса! Тебя постигнет участь твоих сестер. Ты сетовала на свой весёлый нрав - ты станешь растением красивым и печальным...
Перепуганные насмерть девушки бросились из хижины. За ними выбежали
родители. Но детей своих они уже не увидели: во дворе стояли три дотоле
неизвестных дерева. Одно взметнуло ввысь свои ветви, словно хотело стать
ещё выше, другое было усыпано розовыми цветами, а третье застыло в
грустном молчании. И назвали люди эти деревья именами трех дочерей - тополь, гранат и кипарис.
Существование в одном краю двух разных легенд можно объяснить различным
отношением людей к этому дереву. У одних народов кипарис с древних
времён считается деревом грусти, печали и даже смерти, а других - юности, благородства и грации. Однако, во всех культурах к кипарису относились с почтением и уважением.
С древних времен человек полюбил это дерево. Уже в третьем-втором веках до нашей эры римляне высаживали кипарисы в своих садах.
Древнегреческий писатель Лукиан, описывая храм Афродиты на острове
Родос, упоминал, что наряду с плодовыми деревьями его окружали "те,
которые плодов не приносят, но которым красота заменяет плод: кипарисы и
платаны до неба высотою..."
В античные времена древние греки обсаживали кипарисами храмы и дворцы, а
самых знатных хоронили в кипарисовых гробах, что показывало очень
высокую материальную планку человека.
В Греции есть ещё один миф о кипарисе, который говорит об "отрицательных" качествах этого дерева. По легенде кипарис считался деревом траура и был посвящен богу подземного царства Аиду.
На острове Кеосе, в Карфейской долине, был олень, посвященный нимфам.
Прекрасен был этот олень. Ветвистые рога его были вызолочены, жемчужное
ожерелье украшало его шею, а с ушей спускались драгоценные украшения.
Олень совсем забыл страх перед людьми. Он заходил в дома поселян и
охотно протягивал шею всякому, кто хотел её погладить. Все любили этого
оленя, но больше всех любил его сын царя Кеоса - Кипарис, любимый друг
Аполлона. Кипарис водил оленя на поляны с сочной травой и к звонко
журчащим ручьям, он украшал рога его венками из душистых цветов, часто,
играя с оленем, вскакивал юный Кипарис, смеясь, ему на спину и разъезжал
на нем по цветущей Карфейской долине.
Был жаркий летний полдень; солнце палило; весь воздух полон был зноя.
Олень укрылся в тени от полуденного жара и лег в кустах. Случайно там,
где лежал олень, охотился Кипарис. Не узнал он своего любимого оленя,
так как его прикрывала листва, бросил в него острым копьем и поразил
насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидал, что убил своего любимца. В
горе он хочет умереть вместе с ним. Напрасно утешал его Аполлон. Горе
Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы бог дал
грустить ему вечно. Внял ему Аполлон. Юноша превратился в дерево. Кудри
его стали темно-зеленой хвоей, тело его одела кора. Стройным деревом
кипарисом стоял он перед Аполлоном; как стрела, уходила его вершина в
небо.
Грустно вздохнул Аполлон и промолвил:
- Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!
С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил...
Даже где кипарис был очень широко распространён, к нему относились с
огромным почтением, вот например отрывок из древнеримского мифа:
Вот уже кровь у него от безмерного плача иссякла,
Начали члены его становиться зелёными; вскоре
И волосы, что вокруг белоснежного лба ниспадали,
начали прямо торчать и, сделавшись жесткими, стали
В звёздное небо смотреть возносящейся стройно вершиной.
И греки, и византийцы почитали кипарисовые рощи как
священные. Больше всего с почтением относились к кипарису в Иране, где
говориться о том, что кипарис является порождением рая.
Персы тоже
рассматривали кипарис как особо священное дерево: они
тесно связывали его с культом огня и почитали как символ бога Ормузда -
правителя светлого небесного царства, творца всех богов и материального
мира. Священным деревом считали кипарис и в древней Индии.
Китайцы
высаживали кипарисы на кладбищах, считали кипарис символом вечной
человеческой души.
Кипарис был настолько наделен магическими свойствами, что его древесина
считалась вечной. Именно на кораблях сделанных из кипариса, Александр
Македонский одерживал свои знаменитые победы. При закладке Софийского
собора между камнями фундамента заложены золотые княжеские печати, а так
же золотые, серебряные и кипарисовые кресты. Кипарис был также редкой
породой дерева, потому что его молодые побеги тоже использовали для
пропитки пергаментов и бальзамирования мумий.
Древесина кипариса твёрдая, прочная, устойчивая к гниению, содержит
ароматные масла. Они хороши не только запахом - убивают микробов,
отпугивают насекомых. Благодаря им древесина гниёт очень медленно и
сохраняет нетленным предмет, положенный в посуду или ящик из неё. Из-за
этого кипарис с древности и считается священным деревом, символом
нетлённости. В кипарисовых гробах хоронили людей знатного рода:
например, в кипарисовой колоде была погребена царица Мария Ильична
Милославская, жена русского царя Алексея Михайловича. А в XIX в.
Киево-Печерская лавра закупила 292 пуда кипарисовых досок, чтобы
изготовить новые гробницы для печерных святых. В кипарисовых ларцах
римляне хранили самые ценные рукописи: с тех пор "кипарисовый ларец"
стал символом неувядаемости великой поэзии. Продолжая античную традицию в
христианстве, из кипариса делают нательные кресты, иконные доски,
образа, распятия, четки.
Ценность кипарисовой древесины так велика, что в древности цари и
полководцы, одержав победу в завоевательных походах, разрушали дворцы и
дома вельмож, чтобы извлечь её из построек и вывезти на родину. О
кипарисах мы можем прочесть в сочинениях китайского философа Конфуция.
Упоминается это дерево и в Библии.
Тёмный строгий силуэт кипариса служит украшением Южного берега Крыма. В
Крым кипарис был завезен ещё в античные времена греками. Они украшали
этим деревом города, храмы, пещеры. Второй раз кипарис появился в конце
XVIII века в Никитском ботаническом саду, откуда распространился по
всему южному побережью, благодаря заботам князя Григория Потёмкина
Таврического.
Восхищались кипарисом не только древние. ...Пушкину в Гурзуфе всё
казалось милым и дорогим. В одном из писем своему другу - поэту
Дельвигу, Александр Сергеевич писал: «… В двух шагах от дома рос молодой
кипарис; каждое утро я посещал его и к нему привязался чувством,
похожим на дружество…». Впервые легенда о кипарисе была рассказана в
«Крымских письмах» Евгенией Тур (1854 год) и повторена Бартеневым в
статье «Пушкин в южной России» (1866 год). А кипарис этот сохранился и
по настоящее время, достигнув громадных размеров. Видно ждёт новых
именитых (и не только) гостей.
К сожалению, в 50-х годах XX века было уничтожено 75 тысяч взрослых
деревьев, потому что распространилось ложное мнение, что кипарисы
способствуют развитию туберкулёзной палочки. На самом деле приятный
запах кипарисовой хвои и древесины губительно действует на многие
болезнетворные микроорганизмы. Ещё в древности смолами кипариса лечили
язвы и раны, а лёгочных больных отправляли на остров Крит, славящийся
своими кипарисовыми рощами. В СССР такие больные лечились в Крыму в
особых диспансерах. Древние считали, что ванны из отвара свежих шишек
способствуют втягиванию внутрь выпавшей матки у женщин. Так же
существует множество различных способов использования эфирного масла
кипариса в сочетании с другими.
Интересно влияние этого дерева на человека. Люди, рождённые под знаком
кипариса - изысканные собеседники, краса и радость любой компании, в них
сочетается изящество и простота. Дружба с "кипарисовыми" людьми
облагораживает. На первый взгляд люди под знаком кипариса кажутся
эгоистичными, но это ошибочно, они просто верны себе.
Кипарис имеет своё значение и в снах. Сны о кипарисе не предвещают
ничего хорошего, скорее болезнь или несчастье, однако же, если кипарис
выращивать во сне, то это знак скоро успеха в практически безнадежных
делах. То есть символизм кипариса - двойственный, вот такое вот это
удивительное дерево.
Еще одна история и легенда о кипарисе
В древнегреческих мифах Кипарис был сыном кеосского царя и наперсником Аполлона. Молодой царевич очень любил играть с ручным священным оленем, который жил в Карфейской долине. Однажды, охотясь в лесу, юноша по ошибке убил животное.
Согласно легенде, Кипарис испытывал такие сильные горе и раскаяние, что не хотел больше жить. Аполлон, видя, что юношу ничем не утешить, превратил его в дерево. Эта история сделала кипарис символом скорби. Греки сажали кипарисы вокруг могил и вешали ветки на дверях домов, где кто-то умер. В Израиле кипарис аризонский наряжают вместо новогодней елки.
Как показали исследования ДНК, американские кипарисы отличаются от европейских. Разница настолько существенна, что ученые обсуждают, нужно ли выделить американские виды в отдельный род гесперокипарис (Hesperocyparis).
Кипарис - житель южных стран, не терпящий морозов. Вблизи границ России
он растёт лишь на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму.
Источник: crimea-tour.ru
|